Завод из «дела Фургала» предупредил о риске...

Четверг, 5 августаНовости России

Завод из «дела Фургала» предупредил о риске остановки

    3548

Главы четырех электрометаллургических заводов с суммарной выручкой более ₽130 млрд попросили власти отложить введение экспортных пошлин на металл. Среди них «Амурсталь», которая до 2021 года была связана с семьей Сергея Фургала

Цензор. Последние новости дня в России и в мире.

Руководители четырех крупных электрометаллургических заводов попросили премьер-министра Михаила Мишустина отложить введение экспортных пошлин на металл из-за риска остановки работы предприятий.

Об этом говорится в письме глав Абинского электрометаллургического завода (АЭМЗ) и его «дочки» «Балаково», дальневосточного завода «Амурсталь» и Ашинского метзавода, которое они отправили Мишустину 24 июня.

У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил основной владелец АЭМЗ Иван Демченко. В аппарате правительства РБК сообщили, что письмо поступило и было направлено для рассмотрения в Минэкономразвития и Минпромторг, где, в свою очередь, сообщили, что письма получены и приняты в работу. РБК направил запросы представителям «Амурстали» и Ашинского метзавода.

На прошлой неделе глава Минэкономразвития Максим Решетников на заседании правительства предложил ввести временные пошлины на экспорт черных и цветных металлов за пределы Евразийского экономического союза (помимо России туда входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Глава Минпромторга Денис Мантуров сказал, что «вынужден» поддержать эту меру. В итоге правительство 25 июня утвердило введение пошлин сроком с 1 августа до 31 декабря 2021 года: для арматуры они составят 15% от цены, но не менее $115 за тонну. Мишустин также подписал постановление об увеличении экспортных пошлин на лом черных металлов с €45 до €70 за тонну.

Компании производят свою продукцию из лома, который закупают в условиях жесткой рыночной конкуренции, указано в письме. «Новые вывозные пошлины на готовую продукцию будут в 1,5 раза превышать пошлину на металлолом (€70 за тонну), что сделает вывоз этого сырья (лома. — РБК) из страны выгоднее, чем экспорт полуфабрикатов или арматуры», — считают они. В конечном итоге такая ситуация приведет к оттоку лома на экспорт и остановке ряда экспортно ориентированных производств.

Мощности по производству строительного проката в России (арматура, катанка, прутки и проч.) составляют 25 млн т в год, а потребление — лишь 12,5 млн т в год. Экспорт строительного проката увеличился с 2015 года к 2020 году с 2,6 млн до 3,5 млн т, приводятся данные в письме. При этом большинство электрометаллургических предприятий географически удалены от рынков сбыта, что делает их работу невозможной при нестабильных условиях экспортной деятельности. Всего на этих четырех заводах (АЭМЗ, «Балаково», «Амурсталь» и Ашинский метзавод) работают более 15 тыс. человек.

Рентабельность электрометаллургических заводов и так в три раза ниже, чем у их конкурентов — вертикально интегрированных холдингов («Северстали», Evraz и проч.), предупреждают авторы письма. По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, этот показатель у заводов составляет от 8 до 16% доналоговой прибыли (EBITDA).

Введение экспортных пошлин на металлопродукцию приведет к резкому падению финансово-экономических показателей ряда заводов вплоть до их полной остановки, даже учитывая благоприятную конъюнктуру на мировых рынках, заключают авторы письма. Металлурги просят премьера отложить введение пошлин на металлопродукцию до проведения детального анализа последствий с представителями отрасли.

Маржинальность электросталеплавильного производства мелких заводов серьезно уступает показателям стальных комбинатов, и, с другой стороны, они являются жертвой роста цен на лом на мировых рынках, цена на который сейчас находится на уровнях $500 за тонну, отмечает Гришунин. При этом даже пошлина на экспорт лома не позволяет покупателям получать сегодня это сырье дешевле 33 тыс. руб. за 1 т без учета НДС и доставки. Одновременно с этим рост цен на продукцию электросталеплавильщиков (арматура и прутки) в отличие от цен на плоский прокат ограничен, так как мощности по этой продукции в стране более чем в два раза превышают потребности, а экспортируется такого проката довольно мало, пояснил эксперт.

«Для стальных мини-заводов действительно складывается удручающая картина: нехватка подорожавшего лома, конкуренция с комбинатами-гигантами за узкий российский рынок строительного проката и теперь еще экспортные пошлины на сортовой прокат. В такой ситуации действительно есть риск потери этого сегмента отрасли и ее поглощения комбинатами-гигантами», — резюмировал Сергей Гришунин.