Строительство электродепо «Южное» для обслуживания Замоскворецкой линии метро планируется завершить в этом году, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра работ на объекте.
«Электродепо строится в стыке с действующим вагоноремонтным заводом «Братеево», и в целом они образуют крупнейший комплекс по эксплуатации вагонов метро не только в Москве, но и в России в целом. Ввод нового депо позволит активнее заменять подвижной состав. Замоскворецкая линия – одна из самых востребованных на сегодняшний день. Там не самый новый подвижной состав, и мы после ввода депо в течение четырех лет практически полностью заменим поезда на новые «Москва-2020» и следующее поколение вагонов. Так что Замоскворецкая линия будет не только лучше обслуживаться, но и качество подвижного состава значительно улучшится», – сказал Сергей Собянин, передает АГН «Москва».
Глава города дал указание представителю подрядчика завершить стройку в срок.
«Это все-таки напряженная линия, и нам не хватает эксплуатационных мощностей. Поэтому чем быстрее вы введете, тем лучше. В плане – до конца 2024 года», – подчеркнул он.
Генеральный директор компании «Мипстрой 1» Константин Маслаков доложил мэру, что строительная готовность депо высокая – 68%.
«Уже выполнено 90% монолитных работ, также на 90% смонтированы металлоконструкции, это более 3 тыс. тонн. Ведутся внешние архитектурные работы и внутренние архитектурные и отделочные работы», – пояснил он.
Ввод депо позволит решить сразу три крупные задачи. Во-первых, обновить подвижной состав Замоскворецкой линии метро. Во-вторых, создать вместе с соседним вагоноремонтным заводом «Братеево» крупнейший в России комплекс по обслуживанию и ремонту вагонов метро. И, в-третьих, провести второй этап реконструкции депо «Сокол».
Всего же с 2011 года в столице было построено или реконструировано 12 электродепо. Каждое из них – огромный инфраструктурный комплекс, без которого функционирование метрополитена просто невозможно.
Замоскворецкая линия – одна из самых старых и протяженных веток столичной подземки и одна из самых популярных. 16 из 24 ее станций являются пересадочными на другие линии метро, Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД).
С 1938 по 2021 год поезда Замоскворецкой линии обслуживались в электродепо «Сокол», «Замоскворецкое» (с 1969 по 2021 год) и «Братеево» (с 2014 года). Оттуда ежедневно выпускались на линии порядка 80 составов.
В 2021 году депо «Замоскворецкое» было переключено на обслуживание Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
Поэтому в 2020 году на юге Москвы рядом с депо «Братеево» началось строительство нового электродепо «Южное» («Братеево-2»). Проектировщик – АО «Казанский Гипронииавиапром» им. Тихомирова. Подрядчик – ООО «МИП-Строй №1».
После ввода депо «Южное» возьмет на себя функции по обслуживанию Замоскворецкой линии, включая поезда новых серий «Москва-2020» и «Москва-2024», которые начнут поступать уже в этом году. Поездки станут комфортнее для 900 тыс. пассажиров, пользующихся зеленой веткой.
Действующее депо «Братеево» сконцентрируется на ремонте вагонов метро. Мощности комплекса позволят ремонтировать подвижной состав Замоскворецкой линии и проводить сложный ремонт вагонов типа «Номерной» и «Русич» с других линий метро. Всего до 850 вагонов в год, 8,5 тыс. колес и более 6,4 тыс. двигателей – рекорд для таких объектов в России.
Вагоноремонтный комплекс «Братеево» станет не только крупнейшим, но и наиболее современным с высоким уровнем автоматизации – конвейером для перемещения колесных пар, электрическими тележками, станками.
По своим масштабам новый инфраструктурный комплекс – депо «Южное» и вагоноремонтный завод «Братеево» – превзойдет нынешнего рекордсмена – крупнейшее в России электродепо «Митино».
После ввода в эксплуатацию депо «Южное» начнется второй этап реконструкции депо «Сокол». Первый этап завершился в 2021 году, когда на месте старого здания для ремонта вагонов возвели современный отстойно-ремонтный корпус для обслуживания поездов Замоскворецкой линии.
Количество мест для отстоя и обслуживания поездов выросло с 24 до 46. В ходе второго этапа будет реконструирован старый корпус 1938 года постройки.
В новом депо «Южное» на участке 13,6 га возведут 46 зданий и сооружений общей площадью 78,5 тыс. кв. метров, в том числе отстойно-ремонтный корпус, мотодепо, пост электрической централизации и др.
Развернутая длина путей депо «Южное» составит около 6,2 км – почти как перегон между станциями «Крылатское» и «Строгино» – самый протяженный в столичной подземке.
Планируется, что вместе с современными вагонами в депо «Южное» придет сервисная компания завода-производителя, она будет обслуживать новый подвижной состав по контракту жизненного цикла в течение 30 лет эксплуатации.
Для персонала появятся: столовая на 160 мест, комнаты отдыха локомотивных бригад, медицинская служба, спортивный, тренажерный и актовый залы.
Сейчас поезда Московского метрополитена обслуживает 22 электродепо. Эксплуатируемый парк подвижного состава насчитывает около 6,5 тыс. вагонов разных моделей, при этом 73% из них – вагоны современного поколения. В депо работают 14,4 тыс. человек, в том числе свыше 5 тыс. машинистов.
Без строительства электродепо невозможно открытие новых линий – они такие же важные инфраструктурные объекты, как станции и тоннели.
Начиная с 2011 года по программе развития Московского метрополитена построено или реконструировано 12 электродепо:
- семь новых – «Аминьевское», «Братеево», «Лихоборы», «Митино», «Нижегородское», «Руднево» и «Солнцево». Обслуживают поезда на шести линиях (125 станций). Оснащены оборудованием для обеспечения эксплуатационного и технического обслуживания, периодических и внеплановых ремонтов вагонов;
- пять реконструированных – «Владыкино», «Выхино», «Печатники», «Планерное» и «Сокол».
В 2024 году планируется построить электродепо «Южное» («Братеево-2») Замоскворецкой линии и «Столбово» («Саларьево») Сокольнической линии.
Еще три депо откроются к 2030 году: «Ильинское» Рублёво-Архангельской линии, «Бирюлёвское» и «Троицкое» – для Бирюлёвской и Троицкой линий.