В Москве на сегодня запущено движение по четырем Московским центральным диаметрам (МЦД) – это 136 станций, более 300 км путей и 13 новых и реконструированных городских вокзалов, сообщил мэр столицы Сергей Собянин.
«Минувший год стал знаковым для Московских центральных диаметров, сеть которых выросла вдвое. В августе мы вместе с ОАО «РЖД» открыли МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», который соединил Зеленоград и подмосковный город Раменское. Это новый сквозной маршрут, проходящий через всю столицу с севера на юго-восток», – уточнил Сергей Собянин в своем личном блоге.
МЦД-3 улучшил транспортную доступность более 20 районов Москвы и нескольких городов Подмосковья. Рекордный пассажиропоток диаметра – 443 тыс. поездок в сутки.
Благодаря МЦД-3 у горожан появились новые маршруты: теперь без пересадок можно добраться из Зеленограда до городского вокзала Электрозаводская, а от Люберец — до Останкино.
К открытию движения по МЦД-3 реконструировали главный пересадочный узел Зеленограда – станцию Крюково. Теперь это современный трехуровневый московский городской вокзал с пассажирским терминалом, островными платформами с навесами на всю длину и широким транзитным подземным переходом, а также интеграционным вестибюлем с выходом к остановкам наземного транспорта на Крюковской эстакаде.
Кроме поездов МЦД-3 и традиционных пригородных электричек, здесь останавливаются «Сапсаны», следующие по маршруту Москва – Санкт-Петербург.
Сегодня на МЦД-3 работает 38 станций, а в будущем откроют еще три московских городских вокзала: Малино, Митьково и Рижская.
В сентябре 2023 года на транспортной схеме столицы также появился четвертый Московский центральный диаметр «Калужско-Нижегородский», соединивший Апрелевку и Внуково на западе и микрорайон Железнодорожный Балашихи – на востоке.
«Четвертый диаметр – самый-самый. Самый сложный – строителям необходимо было объединить разрозненные направления Московской железной дороги: Калужское и Нижегородское. Самый протяженный – 86 километров, связал семь центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савёловский, Рижский и Белорусский. С самым большим числом пересадочных станций – более 30 вариантов пересадок на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и другие диаметры», – пояснил Сергей Собянин.
Сегодня на МЦД-4 работает 36 станций. Многие из них – современные городские вокзалы, такие как:
- Белорусская (переход на МЦД-1, Кольцевую и Замоскворецкую линию);
- Площадь Трёх Вокзалов (переход на МЦД-2, Кольцевую и Сокольническую линии);
- Курская (переход на МЦД-2, Кольцевую, Арбатско-Покровскую и Люблинско-Дмитровскую линии метро);
- Марьина Роща (переход на МЦД-2, Большую кольцевую и Люблинско-Дмитровскую линии метро);
- Ольгино;
- Тестовская (переход на МЦД-1, МЦК, Солнцевскую, Филёвскую и Большую кольцевую линии метро);
- Кутузовская (переход на МЦК и Филёвскую линию метро);
- Поклонная (переход на Арбатско-Покровскую и Солнцевскую линии метро);
- Очаково;
- Лесной Городок.
Кроме того, в 2023 году реконструировали станции Тимирязевская (переход на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро) и Лианозово (пересадка на Люблинско-Дмитровскую линии метро) МЦД-1.
«Каждые сутки поезда МЦД перевозят свыше 1,2 миллиона пассажиров – жителей Москвы и Подмосковья, которые ежедневно экономят время и деньги на поездках. Начиная с 2019 года общая экономия бюджета пассажиров первых двух диаметров составила 17,6 миллиарда рублей», – отметил Собянин.
В 2024 году в столице появится новый городской вокзал Митьково МЦД-3 и завершится реконструкция Щербинки МЦД-2.
«Откроем новый вестибюль на Белорусском вокзале, который обеспечит интеграцию МЦД-1 с МЦД-4, и дополнительный вестибюль (надземный переход) через улицу Ленина в составе московского городского вокзала Зеленоград – Крюково МЦД-3. На Тестовской МЦД-4 построим вестибюль с выходом к Мукомольному проезду и «Большому Сити». С помощью уникального пролетного строения завершим интеграцию с метро городского вокзала Кутузовская МЦД-4», – добавил мэр.
Также планируется завершить строительство южного вестибюля московского городского вокзала Лианозово МЦД-1 и вестибюля станции Деловой Центр МЦК, который свяжет Московское центральное кольцо и МЦД-4.
Эти планы необходимы для развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла – важного направления национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры».